Япония и Австралия запускают переработку грязного угля в чистое водородное топливо - «Технологии»
Японско-австралийское предприятие запустило пилотный проект стоимостью $390 миллионов по получению водорода из бурого угля (лигнита). В настоящий момент демонстрационная установка способна производить 70 килограмм водородного топлива в сутки. Она размещена на теплоэлектростанции Лой-Янг в пригороде города Траралгона австралийского штата Виктория. В этом регионе находится четверть мировых запасов бурого угля.
Проект призван продемонстрировать, что сжиженный водород можно изготавливать в промышленных масштабах и безопасно поставлять за границу. Австралия надеется, что водородное топливо позволит ей завоевать рынки стран, ориентированных на максимальную экологичность.
Работой пилотного производства управляет Kawasaki Heavy Industries. Проект интересен Японии, так как она видит в нем ключевое звено своего плана по выходу на нулевой уровень выбросов парниковых газов к 2050 году.
Эта страна, пятый во величине потребитель энергии в мире, намерена в течение ближайших 30 лет увеличить использование водородного топлива в 10 раз, до 20 миллионов тонн в год.
Лигнит считается самым низкокачественным сортом угля из-за низкой энергоемкости, и поэтому дешев. В рамках проекта водород получают путем взаимодействия этого полезного ископаемого с кислородом и водяным паром при высоких температуре и давлении. Побочно в результате реакции образуются диоксид углерода и некоторые другие газы.
Если проект станет коммерческим, выделяющийся при производстве водорода углекислый газ будут захоранивать на дне океана у побережья штата Виктория. Правительства штатов Южная Австралия и Виктория параллельно работают над реализацией этой задачи.
Согласно исследованиям, производство водородного топлива из бурого угля с учетом затрат на хранение углекислого газа на 50–70% дешевле получения водорода с использованием исключительно возобновляемых ресурсов, например, путем электролиза. Тем не менее некоторые организации, в частности Environment Victoria, считают, что с учетом быстрого развития возобновляемых источников энергии, попытки получать водород с использованием ископаемых ресурсов — пустая трата денег.
Произведенный на экспериментальном производстве водород будет доставляться автотранспортом до морского порта. Там топливо сделают сжиженным и загрузят в танкер. Из-за задержек, связанных с введенными из-за COVID-19 ограничениями, судно отправится в Японию не ранее второй половины этого года.
Источник: reuters.com